Ж/д вокзал Ростов –Главный

Ж/д вокзал Ростов –Главный
Этюд о вокзале.

Фото. Ж/д вокзал Ростов -Главный

Ж/д вокзал «Ростов-Главный» занял место в историческом и давно сложившемся центре г.Ростова-на-Дону, рядом с ул. Привокзальной. Хотя, на самом деле, скорее всего это ул. Привокзальная подстроилась под железнодорожный вокзал. Эта улица обладает всеми свойствами, которые ей и нужны: она с высокой интенсивностью движения, вследствие чего район расположения вокзала характеризуется очень хорошим уровнем доступности всеми видами транспорта.
В непосредственной близости от станции Ростов-Главный, от которой отходят серьезные железнодорожные пути, расположился пригородный железнодорожный вокзал, несколько слов которому, будет посвящено чуть ниже.

Сам комплекс вокзала Ростов – Главный включает в себя пассажирское здание, пассажирские платформы с навесами, вокзальный переход (конкорс), административный корпус, здание служебно-бытового корпуса, а также еще некоторое количество устройств, необходимых для обеспечения его самой главной функции. Для оценки всего логистического удобства вокзала необходимо просто стать пассажиром, встречающим или просто блуждающим. Привокзальная площадь имеет настолько удобные переходы, подъезды, остановки и зоны стоянок местного транспорт, связанные с пассажирским зданием и платформами оптимальными коммуникационными путями движения, что даже от наиболее удаленного вагона пассажиру с чемоданами удобно будет шествовать до остановок городского транспорта.

Северо-Кавказская железная дорога, к которой приписана ж/д станция Ростов – Главный теперь служит рельсами и шпалами огромному по территории, богатейшему по ресурсам и многообразию промышленному и сельскохозяйственному экономическому району. А раньше, связав Ростов-на-Дону с Центральной Россией, Донбассом, Северным Кавказом и Закавказьем, дала мощный толчок развитию промышленности и торговли города, росту его населения. Увязав центр России с кавказскими горами, за основной поток транзитных пассажиров в указанном направлении, ростовский железнодорожный вокзал получил название «Ворота Северного Кавказа».

История Северо-Кавказкой дороги переплелась с историей строительства железнодорожного вокзала Ростова-на-Дону в одно целое и фактически стала нераздельной. 150 лет назад, в далеком 1869 году, до станции «Ростов» от Таганрога дотянулась Курско-Харьковско-Азовская линия. Другая дорога – Козловско-Воронежско-Ростовская, в 1876 г охватила г. Ростов с севера. На тот момент существующие вокзалы Ростов и Нахичевань на берегу Дона были закрыты. На новой ветке заработала другая станция Нахичевань, ныне известная как «Ростов-Товарная».
В 1875 г. на месте современного вокзала, завершилось строительство ст. Ростов-Владикавказский, а 15 января 1876 г считается датой основания вокзала Ростов-Главный. Это был огромный по тем временам, действительно главный, трехэтажный вокзал, строившийся умными людьми явно «на вырост» с учетом перспектив развития города и транспортного узла. Здание вокзала за всю свою историю не раз подвергалось достройкам, перестройкам, восстановлению, реконструкциям. Во время Великой отечественной войны, осенью 1941 году в результате воздушного налета здание Главного вокзала было разрушено, и после окончания, восстановлено.
Тем не менее, первый «большой» ростовский вокзал простоял свыше ста лет, с 1875 по конец 70-х годов ХХ века, когда здание было по частям разобрано, чтобы освободить место новому вокзалу с высотной башней гостиницы. К началу 90-х годов завершилось продолжавшееся примерно полтора десятилетия строительство комплекса новых зданий железнодорожного вокзала Ростов-Главный, заменивший старый, прослуживший больше века вокзал. Но долгострой же должен оправдывать свое название, и, уже в 2000 г. началась реконструкция вокзального комплекса Ростов – Главный, и только в 2004 г. закончились работы по переустройству основной двухэтажной части здания вокзала Ростов – Главный.

Теперь вокзал «Ростов-Главный» примечателен своими размерами, известной помпезностью и пустыми залами. В былые советские времена вокзал напоминал муравейник с вечно спешащими пассажирами и никуда не спешащими бомжами и карманниками, вежливыми милиционерами, нежно постукивающими по придремавшим транзитным пассажирам резиновой дубинкой и предупреждающим о возможном вреде сна, которое может привести к пропаже багажа или скорой «очистке карманов». В зале ожидания первого этажа народу было тесно стоять.
Зал ожидания второго этажа напоминал базарную площадь с огромным (в два ряда) количеством всевозможных лотков с товарами в дорогу и не очень, продуктовых кафешных прилавков и стоек. Такое количество многонационального народу спешащего каждый в своё романтическое путешествие видимо было обусловлено неким минимальным достатком, который позволял народу передвигаться в пространстве бывшего СССР по нужде и без неё.

Фото. Современный вид зала ожидания первого этажа

Фото. Современный вид зала ожидания второго этажа

Тогдашняя привокзальная площадь не имела нынешних изысков в виде платной стоянки (по тарифам сравнимой со штраф стоянкой ГИБДД) и сверкала в ночном городе только огоньками такси и искрами контактного провода проезжающих трамваев. Кстати трамвай в городе изведён как класс. Из множества маршрутов, для проформы оставили только несколько проходящих по исторически сложившимся задворкам города.

Фото. Современная привокзальная площадь (напротив виден фасад главного автовокзала).

Далее привокзальная площадь граничит с центральным городским автовокзалом, который по своим масштабам мало уступает в размерах и истории железнодорожному, и в отличие от последнего никогда не пустовавший, с вечным запахом чебуреков и мочи. Рядом проходит грандиозный канализационный сток (русло реки «Темерник», которое отчищали во все времена с одинаковым успехом, шириной не менее 10 м), мост через который любезно позволяет пройти к зданию автовокзала. Кроме этого в небольшом отдалении приютился пригородный вокзал, откуда отправляются пассажиры с нехитрым садовым скарбом в Краснодарский край и в недалёкие пределы Ростовской области, кто в родную станицу, а кто и на не менее родной огород или дачу. Описанная вокзальная триада отлично дополняет колорит друг друга и составляет неотъемлемую часть городского шарма и культуры.

Теги: города   вокзалы   

Назад к списку сообщений

Подписка на комментарии:  

Комментарии:

Павел Тумаков  | 25.02.2010 18:15:52 
Как аэропорт смотрится. Или Андрей фотошоп пользовал? На юге люди любят показать “товар лицом”


А мне по-прежнему хочется знать, что такое Нахичевань, откуда в Ростове взялись линии (с Питером все понятно), зачем Ростову Либердон, и как правильно писать Ростов-на-Дону или Ростов-Надо-Ну?


Вобщем, хочется видеть продолжение городского цикла.

Игорь Бурцев  | 15.04.2010 16:42:08 
По-моему там ещё рядом памятник ввиде танка. И набережная начинается практически от вокзала.

Оставлять комментарии и ставить оценку могут только авторизованные пользователи